Рецензия на фильм Вон отсюда (1999)

 http://asia.kz/

Один из фильмов, в котором тема борьбы прозвучала наиболее мощно, эпично, с непоколебимой убежденностью в правоте народа, отстаивающего свою землю и право на жизнь, — фильм Хорхе Санхинеса «Вон отсюда!».

Хорхе Санхинес — боливиец. Фильм «Вон отсюда!» он создавал в изгнании, в Эквадоре. Место действия строго не обозначено. События разворачиваются где-то в Андах, герои — индейцы. Их этнический тип, уклад жизни, национальная культура сходны и в Боливии, и в Эквадоре, и в Колумбии, и в Чили, и в Перу, да и те социальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться героям фильма, точно так же едины для всего латиноамериканского континента.

Удивительным эпическим спокойствием веет от каждого кадра картины. Все полно ощущением правды — правды человеческих лиц, земли, гор, неба, солнца. Все полно ощущением вечности. Эти люди всегда были здесь, на этой земле, и всегда останутся на ней.

Один из индейцев говорит, обращаясь к общине: «Одни мы ничего не сможем добиться. Мы должны опираться на помощь эксплуатируемых города. Это не борьба индейцев против белых. Это классовая борьба. Наши проблемы — это проблемы всех эксплуатируемых».

Наверное, в другом фильме эти слова прозвучали бы как риторический привесок к вполне отдельно существующему беллетризованному сюжету. Здесь они воспринимаются как совершенно органичные всему повествованию. Да, мы чувствуем за ними голос автора фильма Хорхе Санхинеса, но его голос слитен с голосами его героев, их чаяниями, их борьбой.

Долгие годы Санхинесу пришлось жить в эмиграции. Только недавно он смог вернуться в родную Боливию. В те дни, когда на экране Ташкентского фестиваля демонстрировался фильм «Вон отсюда!», газеты сообщали, что он приступил к съемкам своего нового фильма. Сейчас, когда пишется эта статья, из Боливии приходят иные вести. Опять кровавый переворот, расстрелы, расправы, подавление любого свободного голоса. Где сейчас Санхинес? Что с ним? Как и у всякого честного художника, его биография нелегка. Но, наверное, потому такой силой и полно его искусство: каждое сказанное им с экрана слово оплачено человеческой судьбой самого художника.

Финальный стоп-кадр фильма Санхинеса показывает индейскую общину, строящую дом. При всей документальной доподлинности, будничности этого изображения оно не может не прочитаться как символ: объединенные общим трудом люди строят свой дом, свое будущее.

↑ Наверх