Рецензия на фильм Наша земля (1979)

print.gusarov-group.byИндийский кинематограф к теме восстания обращался довольно часто. Вспомним хотя бы «Хор» Мринала Сена или «Конец ночи» Шьяма Бенегала. В основу последней из названных лент, демонстрировавшейся на наших экранах, положены подлинные события, имевшие место в одной из деревень округа Телингана, где в 1947—1949 годах происходило крестьянское восстание. Шьяма Бенегала интересовали в этой борьбе ее нравственные аспекты, невозможность покорствовать насилию, невозможность не ответить на него насилием, еще более яростным и беспощадным.

В фильме «Наша земля» повторены какие-то из знакомых по «Концу ночи» ситуаций: наглость помещика; рабское, униженное положение крестьян, белильных защитить даже своих жен, когда помещик требует их к себе в дом; покорность жреца, знающего все о творимых помещиком беззакониях, но смиряющегося перед лицом жестокого произвола. Однако режиссера на этот раз интересует не психологический, не нравственный аспект рассказываемой истории, а ее классовый, социальный смысл.

Постановщик фильма Гаутам Гхош в прошлом — документалист. Это чувствуется по точности экранных фактур, подлинности лиц, скупости черно-белого изображения, зоркости в передаче бытовых деталей, неторопливой, чуждой фабульных хитросплетений композиции.

В центре повествования — судьба бедняка Рамайи, сына безземельного крепостного. Фильм прослеживает разные этапы его духовного роста, приобщения к борьбе. Вначале он так же задавлен эксплуатацией, как и его односельчане. Его любовь к цыганской девушке оканчивается несчастливо: он не может защитить ее, чувство собственного бессилия находит выход лишь в бесплодной вспышке ревности.

Рамайя уходит в город, работает рикшей у аптекаря, потом поступает истопником на завод, сближается с рабочими, открывающими ему глаза на его собственное положение. В комнате у одного из своих новых знакомых впервые видит портрет Ленина. Он не может еще прочитать толстый том Маркса и Энгельса, страницы которого по неграмотности держит вверх ногами, но ему уже начинают быть понятными цели борьбы, которую ведут его новые друзья. Он учится читать и писать, приобщается к профсоюзной борьбе, становится одним из защитников забастовки, вспыхнувшей, когда кто-то из рабочих погиб из-за нарушений хозяевами правил безопасности труда, дерется со штрейкбрехерами, попадает в тюрьму, где и завершает свое политическое образование. Здесь товарищи по камере рассказывают ему о Москве, о Советской стране, власть в которой принадлежит рабочим людям.

Когда Рамайя возвращается из города в родную деревню, страшная картина ожидает его. Пустые улицы, сожженные дома, разбросанные повсюду окровавленные трупы, кружащее в небе воронье. Здесь прокатилась волна восстания, оно жестоко подавлено, тех, кто пойман, избивают, расстреливают, но воля к сопротивлению не сломлена — борьба продолжается. Рамайя примыкает к восставшим, организует нападение на поместье заминдара, вместе с народом судит его за все совершенные преступления.

Дальнейшие события фильма происходят уже тогда, когда над страной поднят флаг независимого государства. Однако сложная социально-экономическая проблема не решается сразу. Борьба еще не окончена; финал фильма полон веры в непобедимость борющегося народа. Эта вера живет в мелодии песни, звучащей над широкими просторами полей, в гневном, нарастающем ритме барабана.

↑ Наверх