Отзыв о фильме

Одинокий голос человека

По правде говоря, наш зритель не приучен к такому кинематографу, который творит Александр Сокуров. Чтобы не обижать отечественного зрителя, добавлю, что и во всем мире предпочтение отдается картинам с ясным сюжетом, активным действием, четким ритмом. И удел всякого, кто решается на эксперименты с киноязыком,— успех лишь в киноклубах, у знатоков и ценителей. Не стоит скрывать, что дипломный фильм Александра Сокурова «Одинокий голос человека», вышедший на экраны спустя девять лет после создания, ждет скорее всего именно такая судьба. Не скажу — горькая. Особая, в чем-то даже почетная.

Немалую смелость надо иметь — и, может, тому причиной была молодость режиссера, — чтобы посягнуть на киновоплощение прозы Андрея Платонова, которая выделяется даже на фоне дерзких экспериментов двадцатых годов — своей космогонической философичностью и языковой вычурностью, странным видением человека и особой чувственностью — при всем этом она явно следует традициям классической русской литературы, прежде всего, традициям Лескова.

Сложный, многоэтажно-метафорический ряд «Одинокого голоса человека» подчас нелегко понять, тем более сходу оценить. Но давайте «плясать» не от «заковыристой» режиссуры — она все же только следствие, продолжение литературного первоисточника,— а от самой прозы Андрея Платонова. Можно ли представить принцип ее кинематографического переложения в тщательной, поэпизодной раскадровке? Можно ли построить фильм по Платонову на беспрерывных диалогах, которыми перенасыщено большинство наших картин, «по мотивам» и без оных? Наверное, нет: от Платонова в таком случае ничего бы не осталось.

Фильм «Одинокий голос человека» Александра Сокурова можно считать фантазией на темы Платонова. И, может быть, это самый верный ход для платоновской постановки в кино: ведь сродство душ определяется не только буквальной точностью. Режиссер создал этюд, пластически приближающийся к прозе писателя. И прежде чем утверждать, что он не удался, надо обязательно принять во внимание открытую, практически декларативную субъективность автора фильма, подчеркивающего всем строем своей картины личное отношение к писателю, личное переживание по прочтении его прозы. Ощущение связи между режиссером и писателем — это и есть самое интересное в фильме.

Зритель заворожено пытается угадать слова сквозь изображение, приравнивая это изображение к платоновским фразам... И думает о том, насколько может быть богатым и выразительным язык экранизации, несмотря на явную ее незавершенность и некоторую ученическую этюдность. Но ведь этюд в живописи обладает едва ли не теми же полномочиями, что и само законченное живописное произведение. Разве стоит распространить это правило и на кинематограф?

Актёры: Андрей Градов Татьяна Горячева Владимир Дегтярев Людмила Яковлева Николай Кочегаров Сергей Шукайло Владимир Гладышев Иван Неганов Евгения Волкова Ирина Журавлева
  • Кинопоиск: 6.950 (699)
  • IMDB: 7.30 (363)
Рецензия на фильм Одинокий голос человека (1978)
  • Ошибка в отзыве?

Год выпуска: 1976
Страна: СССР
Режиссер: Александр Сокуров
Автор отзыва: Максим Медведев (03.11.2016, 22:20)

Кадры

...


    Отзывы о фильме Одинокий голос человека (1978)

    Вы смотрели этом фильм? Напишите свой отзыв о нем.

    Напишите Ваш комментарий

    Вы недавно смотрели
    ↑ Наверх